Notice: Undefined property: stdClass::$thumb2 in /home/users/m/mail19/domains/cathseminary.ru/templates/seminarium/html/mod_cck_list/randomimage.php on line 17

19.03.2021
Св. Иосиф – отец, каких ищет Церковь и общество сегодня

Папа Франциск в прошлое торжество Непорочного зачатия (8 декабря 2020 г.) обнародовал Апостольское послание Patris corde [Отцовским сердцем] и объявил настоящий литургический год в Церкви годом св. Иосифа. К такому решению его побудила, с одной стороны, 150 годовщина провозглашения блаженным Пием IX св. Иосифа покровителем Вселенской Церкви, а с другой, близость лика св. Иосифа к тем людям, которые в сегодняшнее непростое время пандемии COVID-19 тихо, часто скрытым образом, обеспечивают нам нормальную жизнь – медицинский персонал, продавцы, дворники и уборщицы, работники транспорта, мужчины и женщины, работающие над оказанием основных услуг и поддержанием общественной безопасности, волонтёры, священники, монашествующие… «Они поняли, что никто не спасается в одиночку […] Как много людей ежедневно упражняются в терпении и вселяют надежду, заботясь о том, чтобы не сеять панику, но проявлять ответственность путем незначительных повседневных жестов и молитвы о благе всех», сказал Папа в своем размышлении 27 марта 2020 г. на паперти базилики св. Петра по случае молитвы о прекращении пандемии. Франциск видит как все они особым образом похожи на св. Иосифа, занимающего первое место после Богородицы между святыми.

Действительно, Учительство Церкви неоднократно обращало внимание на него. Помимо уже упомянутого жеста Пия IX, Пий XII провозгласил его покровителем рабочих, а Иоанн Павел II хранителем Спасителя [Redemptoris Custos]. Папу Франциска связывает со св. Иосифом «длинная личная история», которая началась с распознанием призвания к священству в семнадцать лет в храме св. Иосифа в Буэнос Айрес и достигла вершины в торжество обручника Марии в 2013 г., когда Марио Бергольо начал служение на престоле св. Петра. В офисе Папы есть две статуи святого и одна из них ему особо близка, она сопровождает его еще с тех времен, когда он был ректором коллегия св. Михаила в столице Аргентины – статуя спящего Иосифа. Во время встречи с семьями в Маниле (16 января 2015 г.) он сказал, что кладет под нее записки с особо сложными вопросами и проблемами, чтобы он представил их Богу и во сне получил ответы также и на них, как это случилось некогда в его раздумьях о том, как поступить с Марией, ожидавшей рождения сына, зачатого от Святого Духа.

Папа размышляет о св. Иосифе как об отце, о его отцовском сердце по отношению к Иисусу и к телу Христа – Церкви. На языке Библии сердце – центр человеческой личности. Древнее еврейское слово leb и греческое kardia обозначают как рациональность, так и интуитивное познание, сознание, память, мудрость, суждение, волю. Сердце – место принятия самых существенных решений, замыслов человека (ср. Притч 16,9; Втор 29,3; Притч 15,14; 3 Цар 3, 9-12). «Обрезанное сердце» способно к совершенному послушанию (ср. Иер 4, 4). Итак, созерцание сердца св. Иосифа позволяет постичь глубину его личности, способ, каким он переживает отношения с Богом, с Марией и Иисусом, а также со всеми, кого он встречает на своем пути.

Размышляя об отцовском сердце Иосифа, Папа Франциск, словно приоткрывает тайну его личности, всецело посвященной Иисусу и Его матери, и тем самым осуществлению замысла спасения. Уже Папа Павел VI сказал, что «он превратил свое человеческое призвание к семейной любви в сверхчеловеческое жертвоприношение себя, своего сердца и всех своих способностей, любви, поставленной на службу Мессии» (Patris 1).

Созерцая отцовство Иосифа Папа Франциск очерчивает также и лик каждого настоящего отца, указывает те черты отцовства, телесного и духовного, которые угодные Богу и поэтому всегда актуальны. Суть отцовства в том, что каждому отцу жизнь детей поручена для того, чтобы способствовать осознанию того, что у всех нас есть только один Отец – Небесный (ср. Мф 23, 9), и что спасение заключается в достижении Его дома.

  1. Революция нежности

Франциск видит Иосифа как отца, исполненного нежности. Это может быть удивляет, ведь мы более привыкли к идеалу отца с сильной рукой, готовой с решимостью защищать детей перед опасностью, и уж точно не слишком эмоционального. Однако нежность Иосифа – не нездоровая изнеженность, а отражение любви Отца небесного (ср. Пс 103, 13; 145, 9), которую испытывал избранный народ на своем пути в землю обетованную и среди всех испытаний на протяжении истории. Пророк Осия поэтому уподобляет Яхве отцу, «учащему младенца ходить и прижимающему его к своим щекам» (ср. Ос 11, 3-4). Франциск уверен, что Иисус в нежности Иосифа увидел именно такую нежность Своего Отца.

Папа Франциск созерцает в св. Иосифе благородного, чуткого мужчину, готового безоговорочно защитить Марию, ее доброе имя, достоинство и жизнь младенца Иисуса. В нашем мире, « где психологическое, словесное и физическое насилие над женщинами» и другими категориями людей столь видно, он предстоит как образец отношений, исполненных уважения (ср. Patris 4).

Однако, нежность необходима не только по отношению к тем, кого мы встречаем на нашем пути, но и по отношению к нам самим. Она необходима, особенно для бобры с Обвинителем, удручающим нас не только ложью. Противник даже может говорить истину о нас самих, чтобы осудить нас. Бог, наоборот, произносит истину с целью освободить нас, поэтому она является средством проявления Его милосердия к нам. Бог всегда «принимает нас, обнимает, поддерживает и прощает нас […] выходит навстречу нам, восстанавливает наше достоинство, ставит нас на ноги и радуется за нас» (Patris 2). Его не останавливают наша слабость и хрупкость, страх. Он, или вовсе не смотря на них, или смотря прямо сквозь них, осуществляет свой замысел спасения.

Итак, если перспектива домостроительства спасения – это действие Бога через нашу слабость и хрупкость, тогда нам следует научиться принимать ее с великой нежностью, пишет Папа, ссылаясь также на Апостольское увещевание «Радость Евангелия», где он размышляет о «революционной силе нежности»: «смирение и нежность – добродетели не слабых, а сильных, которым нет нужды обижать других, чтобы почувствовать себя значимыми» (EG 288). Св. Иосиф и есть пример такого отношения человека к самому себе.

2. Свидетель христианского реализма

На нашем личном пути, в жизни Церкви и общества происходит много неожиданного, несправедливого, сложного. Мы недоумеваем, мы можем унывать, отчаиваться, взбунтоваться против Бога, обвинить Его в том, что Он поступает неправильно, в жестокости, нелогичности, ... И в жизни св. Иосифа все шло непривычным путем. Планы на семейную жизнь с возлюбленной невестой неожиданно прервали не только необъяснимые разумом события, но также факты, которые по-человечески противоречили добродетели верности, уважения, преданности возлюбленному со стороны Марии. Закон в таких случаях предусматривал четкие действия для восстановления справедливости. Св. Иосиф однако не обиделся, не отверг Марию, и не воспользовался ординарными мерами законодательства. Он реагировал иначе: он доверяет промыслу Бога и уважает Марию. Поступая так, он не переживает фрустрацию из-за обстоятельств, в которых оказался, и ничем не заставляет страдать Марию. Тем самым он является учителем того, как следует реагировать в обстоятельствах, которые превосходят нас, которые мы не понимаем, более того, не понимаем, как приять их в качестве легитимной части нашей истории.

Св. Иосиф – пример доверия Богу в трудные, смутные моменты, дает нам важный урок: мы не можем полностью «контролировать» корабль нашей жизни, хотя постоянно испытываем такое желание. Мы можем только довериться Богу, веруя, что Он больше нас, Ему виднее, поэтому нам нечего бояться.

Поступать подобным образом очень важно, ведь иначе мы останемся навсегда узниками наших ожиданий и разочарований и не сможем постичь более целостного и глубокого понимания истории, частью которой является и наша личная история. Папа напоминает нам, что реакция св. Иосифа на по-человечески необъяснимые события, которые шли в разрез с его личными планами, не является пассивным принятием обстоятельств жизни. Иосиф не фаталист. Он берет на себя активную ответственность за Марию и ее сына, конечно, не своими собственными силами, а при помощи благодати. «Только Господь может дать нам силы, необходимые для принятия жизни такой, какая она есть, со всеми её противоречиями, путаницей и разочарованиями» (Patris 4). Только в отношениях с Богом христианин может быть реалистом и не бежать перед обстоятельствами жизни. Более того, по благодати христианин может принять с упованием из рук Бога и то, чего не выбирал, но что происходит в его жизни, и даже то, что с его точки зрения неправильно, несправедливо, бесповоротно. Оно не только не ограничивает нас, но и дает жизни новую силу, так как происходит силой Бога. Христианский реализм заключается в принятии того, что есть – темного и светлого в вере, что любящим Бога все содействует к благу (ср. Рим 8, 28). Итак, верующий не тот, кто благодаря своему отношению с Богом находит легкие и комфортные решения, а тот, кто подобно св. Иосифу, смотря на реальность с открытыми глазами, не останавливается перед ней.

3. Активное и творческое отношение к жизни

Принять свою реальность, историю такую, какова она есть – является условием творческого отношения к жизни, т. е. сотрудничества с Богом Творцом, в первую очередь для осуществления нашей личной истории. Откровение представляет нам Бога Творца как Того, Кто говорит: «Сделаем человека по образу Нашему» (Быт 1, 26). Экзегет А. Вэнен предлагает суггестивное толкование этого стиха – Бог в акте творения обращается к созданному Им человеку и приглашает его сотрудничать с Собой, чтобы его жизнь стала похожа на жизнь Бога. В новозаветной перспективе речь, конечно, идет об уподоблении Сыну Божию.

Папа Франциск размышляет о св. Иосифе, как о человеке творческом, а именно, как о том, кто никогда не останавливался на пути, не обходил трудностей, а наоборот, воспринимал их как возможность «извлечь из себя ресурсы», о которых, может быть, и не думал, что они у него есть, и так образовал свое лицо. Иосиф – человек, который в своей жизни полностью воплотил добродетель послушания Богу. И Его воля сообщена Иосифу путем снов (ср. Мф 1, 19-24; 2, 13-15; 2, 19-21; 2, 22-24), а также Закона (ср. Лк 2, 21-24) и мирских властей (ср. Лк 2, 1-7). Можно было бы сказать, что жизнь св. Иосифа – это жизнь в послушании обстоятельствам, реальности, в которой он находится, и она его не угнетает, не останавливает, а способствует активному участию в истории спасения. Послушание всегда является путем свободы. Такому послушанию, которым в свою очередь жила и Мария (ср. Лк 1, 38), он научил и Иисуса. Иисус, через послушание родителям (ср. Исх 20, 21), созрел для полного послушания Богу Отцу, послушания до смерти на кресте (ср. Флп 2, 8), которое Он переживал как акт свободы (ср. Ин 10, 18 ). Действительно, в самые важные моменты Его жизни звучало: «мне нужно», «я должен», «я пришел для того», чтобы исполнить волю Отца.

Папа Франциск представляет творческое отношение св. Иосифа к реальности даже как «чудо», которым Бог спас младенца и его мать. «Небо действовало, полагаясь на творческое мужество Иосифа» (Patris 5) неоднократно: в случае рождения Иисуса, когда Иосиф переоборудовал хлев в дом для Иисуса и Марии, в случае бегства в Египет перед опасностью со стороны Ирода, где также должен был позаботиться обо всем, что было необходимо святому семейству для жизни, а также при возвращении в Святую землю, когда миновала опасность для жизни Иисуса.

Итак, Иосиф, с одной стороны, не унывал перед обстоятельствами, которые на первый взгляд казались сильнее его, с другой – также не полагался исключительно на свои собственные силы. Он черпал свое «творческое мужество» из веры в Провидение Божие, которое проявляется не тогда, когда мы слагаем руки и беспомощно ждем вмешательства Бога, а тогда, когда мы сотрудничаем с Ним, когда для нас проблема становится возможностью. «Если временами кажется, что Бог не помогает нам, это, конечно, не означает, что мы были брошены, но что нам доверяют планирование, творчество и поиск решений», пишет Папа (Patris 5).

Более того, Бог доверяет нашему творчеству даже заботу о Своем Сыне и Его матери. Сегодня мы призваны и можем заботиться о них, заботясь и любя Церковь. Церковь – продолжение Тела Христа в истории. Иисус до конца времен отождествляет себя с самыми маленькими, бедными, иностранцами, заключенными, больными (ср. Мф 25, 40). Они сегодня – «младенец», которого защищает и опекает Иосиф, и которого призваны любить и опекать и мы. Церковь является также продолжением материнства Богородицы. С креста Иисус называет Ее – «жено», и этим самым присваивает ей сверхличностный характер. Она уже не только Его мать, но мать всех Его учеников. И каждый из нас призван любить ее и защищать.

Забота св. Иосифа о святом семействе очень конкретна. На многих картинах и статуях св. Иосиф изображен именно как труженик. Мы уже сказали, что в Церкви он является покровителем рабочих. Иосиф научил Иисуса тому, что возможность есть хлеб, заработанный собственным трудом, придает человеку достоинство труженика, способного своим трудом обеспечить свою жизнь и жизнь близких. На это Церковь обращает свое внимание уже в первой социальной энциклике Rerum novarum (Лев XIII, 15 мая 1891 г.).

Писатель Ян Добрачынский, роман которого о св. Иосифе «Тень Отца» упоминает в своем послании Папа Франциск, рисует лик святого, как ремесленника, с великой любовью и добросовестно выполняющего свой труд. Действительно, работа не является для человека только средством для обеспечения жизни. Труд обладает более широким антропологическим и социальным значением, ведь Бог создал человека как homo faber – словно ремесленника. Он призван творчески преображать материальный мир, соработать с Творцом, дабы и посредством своей деятельности созревал как личность и созидал справедливые отношения в обществе. Папа емко перечисляет характеристики человеческого труда: «Труд – это средство участия в замысле спасения, возможность ускорить приход Царства, развить свои возможности и качества и поставить их на службу обществу и братскому общению» (Patirsi 6). Св. Иосиф обучал Иисуса труду, Сын Божий, ставший человеком, трудился и этим особым образом освятил человеческий труд, как подчеркивает Пастырская конституция Gaudium et spes (пп. 33–39).

4. Отцовство, которого жаждет мир

Св. Иосиф был отцом Иисуса только легально. Родословие, согласно евангелисту Матфею, выражает эту истину предельно ясно. Доходя до его имени, он меняет формулу «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…». Теперь сказано, что Иосиф, сын Иакова, является мужем Марии, «от которой родился Иисус» (ср. Мф 1, 16). Итак, Иосиф не родил никого, однако он позаботился о Марии и ее сыне именно как отец.

Действительно, Папа подчеркивает, что отцами не рождаются, отцами становятся, и становятся по мере того, насколько заботятся о детях. Насколько это верно, мы понимаем, будучи свидетелями того, что, порой, отец физический присутствует, но если он не заботится о ребенке, ребенок не воспринимает его в качестве отца. Иосиф же наоборот: хотя он и физический, не является отцом Иисуса, но воспринимается Им как отец, Он повинуется Иосифу, слушает его (ср. Лк 2, 51), так как Иосиф принял на себя ответственность за Его жизнь, за его созревание.

«Быть отцом означает помочь ребенку обрести опыт жизни и реальности. Не привязывая его к себе, заключая его в отношение с собой, не считая его своей собственностью, но делая его способным принимать самостоятельные решения, быть свободным, готовым покинуть родительский дом» (Patris 7). Иосиф проявлял любовь к Иисусу, оставляя Его свободным. И это единственный способ настоящей любви, которым Сам Бог любит человечество. Свобода, которую дает нам Бог, допускает нам «даже сбиться с пути и восстать против Него. Логика любви – всегда логика свободы, и Иосиф умел любить с необычайной свободой. Он никогда не делал себя центром событий. Он сумел отойти на обочину и поставить в центр жизни Марию и Иисуса» (там же).

Отцовство, переживаемое в таком духе свободы, открывает место для раскрытия тайны, положенной в жизнь каждого из детей, которую родители только опекают, защищают и в момент, когда они видят, что им они уже не нужны, что сын, дочь может жить самостоятельно, они понимают, что исполнили свою роль. Иосиф всегда давал себе отчет в этом, и потому является превосходным примером любого отцовства. Только такая любовь подлинная и является возможностью жизни. Если родители привязывают ребенка к себе, считают его своей собственностью, это сковывает его, не дает ему развиваться, делает его несчастным. Мир ищет отцов, способных любить детей, таким образом, оставляя им свободу. Такие отцы нужны также в Церкви, чтобы рождать для жизни согласно Евангелию – жизни во Христе (ср. 1 Кор 4, 15).

Папа отмечает еще один аспект свободы св. Иосифа и тем самым его отцовства. Он не стал отцом Иисуса, потому что ради Него принес в жертву свою жизнь, отказался от своих планов, потому что свободно отдал ее ради Него. Если нет такой свободы, если забота о других является только долгом, который надлежит выполнить, только жертвой, тогда человек может быстро ощутить фрустрацию и вместо того, чтобы быть отцом, стать хозяином, считать ребенка своей собственностью и тогда конфликт неизбежен. Папа метко выражает эту динамику, говоря, что мир «отвергает тех, кто путает власть с авторитаризмом, служение с раболепством, обмен мнениями с угнетением, милосердную любовь с формальным оказанием помощи, крепость с разрушением» (там же). Суть каждого призвания, будь то брака или безбрачия, и проявление его зрелости – свободный дар самого себя. Бог ожидает от нас не жертву, а свободный ответ на Его любовь, так как только Он может стать знаком красоты и радости любви. И когда человек действительно испытал любовь Бога в своей жизни, Его свободный дар ради него, он не может ответить на этот дар иначе, чем только любовью.

с. Аленка Арко.

Версия для слабовидящих