Folia Petropolitana 3 (1.2014)

ISSN 2304-6147

Сборник материалов Третьих богословских чтений в память о. Бернардо Антонини «Актуальные вопросы биоэтики».

Содержание

Актуальные проблемы биоэтики
Станислав Важешак

Резюме:
Биоэтические вопросы сегодня затрагивают в первую очередь проблемы понимания биоэтики как гуманитарной дисциплины и ее практического применения. Первостепенная цель автора – показать, как некоторые подходы к человеческой природе и к ее деятельности в мире сегодня влияют на вопросы, которыми занимаются исследования в области биоэтики, и на их практическое применение. Главный вопрос – этический, он заключается в том, чтобы понять, как возможно ответственно распоряжаться важнейшими итогами современных биотехнологических и биомедицинских достижений так, чтобы они служили человеческой жизни и пользе всего человечества. Богословская перспектива статьи дает автору возможность глубокого видения значения и ценности человеческого творчества в области биологического аспекта жизни в мире. В конце приведены некоторые основные критерии этического оправдания современного прогресса в перспективе его вмешательства в человеческую жизнь.

Ключевые слова: нравственное богословие, биоэтика, богословская антропология, принципы биоэтики, биотехнический прогресс

Current issues in bioethics
Stanisław Warzeszak

Abstract:
The bioethical questions of our days concern principally the problem of understanding of bioethics as a discipline of human sciences and their practical applications. The Author took for his principal object to examine how some theoretical views on human nature and on his activity in the world influence modern issues in bioethical research and its practical applications. The main question remains ethical, i.e. to know how it is possible to manage responsibly important outcomes of modern biotechnological and biomedical effects in order to put them in service of human life and in benefice of the entire humankind. A theological perspective in this paper let the Author to see profoundly the meanings and values of human creativity in the area of biological life in the world. At the end are formulated some fundamental criteria for ethical justification of contemporary progress in the manipulation of human life.

Keywords: moral theology, bioethics, theological anthropology, bioethics principles, biotechnological progress

Лингвистические свойства генома как свидетельство творения органического мира
Константин Константинов

Резюме:
Геномы всех живых организмов являются знаковыми системами, то есть текстами. Термин «генетический текст» справедливый и в точности отражает суть явления: последовательность нуклеотидов указывает на последовательность аминокислот, то есть первое является обозначением второго, а значит, служит кодом, символом, знаком последнего. Эта последовательность знаков подчинена строгим правилам своей грамматики и пронизана единым смыслом – описанием особенностей жизни конкретного организма. Но если геном является текстом, тогда мы вправе спросить: «Кто Автор?». Задавая этот вопрос, мы хотим сказать, что физико-химических свойств неживой материи недостаточно для возникновения в ее недрах знаковой системы. Можно верить в случайное возникновение сложных конструкций. Но трудно представить стихийное образование сложной конструкции и одновременно ее символического отображения, ее текстового описания, да еще в разных функциональных состояниях. Для возникновения текстов необходим разум. И, если природа генетических текстов исключает в качестве своего источника разум человека, тогда остается только Разум Творца

Ключевые слова: творение, генетическая информация, ДНК, генетический текст, клетка

Linguistic properties of the genome as evidence of creation of the organic world
Konstantin Konstantinov

Abstract:
The genomes of all living organisms are sign systems, i.e. texts. The term "genetic text" is correct, it accurately reflects the essence of the phenomenon: the nucleotide sequence indicates the amino acid sequence, i.e. the first is the designation of the second, and thus serves as a code, a symbol, a sign of the latter. This sequence of characters is subject to strict rules of its own grammar and is pervaded by one meaning – the description of the specific features of a certain living organism. But if the genome is text, then we can ask, "Who is the author?". In asking this question, we want to say that the physico-chemical properties of inanimate matter are not enough for an interior sign system to emerge from it. You can believe in random occurrence of complex structures. But it's hard to imagine a spontaneous formation of complex structures and at the same time of its symbolic display, its text description, and even in different functional states, too. For the generation of texts, a mind is needed. And if the nature of genetic texts excludes as its source a person's mind, then there is only the Mind of the Creator.

Keywords: creation, genetic information, DNA, genetic text, cell

Достоинство человека. Основа католического учения в вопросах биоэтики
Хосе М. Вегас

Резюме:
Развитие биологических исследований открыло совокупность новых проблем нравственного значения: научный прогресс и его технические возможности парадоксальным образом сделали неясными естественные границы начала и конца жизни. Тем не менее, к этим проблемам можно применять критерии, которые в основном уже выработаны. Для Католической Церкви главный критерий в решении этих проблем – достоинство человеческой личности: каждый человек – личность и носит в себе неизмеримую ценность, несводимую к какому-то другому благу, и поэтому требует безусловного уважения. Поэтому существуют определенные границы и в научном исследовании, и в техническом применении науки. Исходя из этого, можно вывести нравственную недопустимость аборта, эвтаназии и манипуляций с живыми человеческими эмбрионами.

Ключевые слова: биоэтика, достоинство человека, личность, аборт, эвтаназия, генетическая манипуляция

Human dignity – the basis of Catholic teaching on bioethics
José M. Vegas

Abstract:
The development of biological research has opened a complex of new problems of moral values: scientific progress and its technical capabilities have – paradoxically – obscured the natural boundaries of the begining and the end of life. However, these problems can be approached by applying of criteria that mostly have been developed already. For the Catholic Church, the main criterion while solving such problems is the dignity of the human person: each human being is a person and has an immeasurable value in himself, that can not be reduced to some other good, and requires unconditional respect. Therefore, there are certain limits in scientific research as well as in the technical application of science. Based on this, we can derive moral unacceptability of abortion, euthanasia and of manipulations with living human embryos.

Keywords: bioethics, dignity of the human person, person, abortion, euthanasia, genetic manipulation

Клонирование человека как пренебрежение достоинством естественного деторождения
Алексей Яндушев-Румянцев

Резюме:
В последние годы в научных и религиозных кругах мировой общественности все чаще поднимается тема клонирования как такового и клонирования человеческой особи в частности. В чем разница научного и религиозного подходов к одному и тому же явлению? На чем основываются их зачастую диаметрально противоположные позиции? В статье предпринимается попытка осмыслить клонирование именно с точки зрения христианской биоэтики. Данная непредвзятая оценка служит впоследствии отправной точкой для беспристрастного суждения в рамках статьи о возможных последствиях данных манипуляций с человеческим индивидуумом как для самого человека, так и для института семьи.

Ключевые слова: клонирование, яйцеклетка, личностная идентичность, личностная уникальность, размножение, семья

Cloning of humans as neglect of the dignity of natural childbirth
Alexey Yandushev-Rumyantsev

Abstract:
In recent years, scientific and religious circles of the world community are increasingly bringing up the issue of cloning as such and cloning of human beings in particular. What is the difference of scientific and religious approaches to the same phenomenon? What are their often diametrically opposed positions build upon? The article attempts to reflect on cloning from the point of view of Christian bioethics. This unbiased assessment then serves as the starting point for an impartial judgment within the limits of this article about the possible consequences of such manipulations with human individuals for the human being as such as well as for the family as an institution.

Keywords: cloning, egg, personal identity, personal uniqueness, reproduction, family

Биоэтика в Санкт-Петербургском университете
Надежда Васильевна Голик

Резюме:
История существования биоэтики в СПбГУ насчитывает чуть более 15 лет. В качестве учебной дисциплины она появляется в конце 90-х гг. на медицинском, биологическом и философском факультетах. Разработка курсов по биоэтике предполагала изучение самых важных и дискуссионных проблем в режиме интерактивной коммуникации. Ориентация студентов на самостоятельную работу, чтение «первоисточников» (диалоги Платона, книга В.Р. Поттера «Биоэтика: мост в будущее»), документов (Клятва Гиппократа, Нюрнбергский кодекс, Хельсинкская декларация и т.п.) давали представление об истории этического дискурса и основных стратегиях современной этики и биоэтики. В статье показано, как в реальности учебного процесса происходит освоение фундаментальных понятий, определяющих базовые стратегии биоэтического мышления.

Ключевые слова: биоэтика, рождение этического дискурса, проблема жизни и смерти, понятие справедливости, право на жизнь, автономия, свобода выбора, ответственность

Bioethics at the St. Petersburg State University
Nadezhda Vasilevna Golik

Abstract:
The history of bioethics at SPSU has a little over 15 years. As an academic discipline, it appears at the end of the 90s (the medical, biological and philosophical faculties). Development of courses on bioethics includes teaching the most important and controversial issues in the interactive communication. Orientation of students to work independently, reading «primary sources» (Plato's dialogues, the book V.R. Potter «Bioethics: Bridge to the Future»), documents (the Hippocratic Oath, the Nuremberg Code, the Declaration of Helsinki, and the like) provided insight into the history of ethical discourse and strategies of modern ethics and bioethics. The article shows how the reality of the educational process occurs mastering fundamental concepts that define the basic strategies of bioethical thinking.

Keywords: bioethics, birth of ethical discourse, problem of life and death, concept of justice, right to life, autonomy, freedom of choice and responsibility

Биоэтика для студентов-естественников: «зачем» и «почему»
Елизавета Андреевна Вейхер

Резюме:
В статье обсуждается место биоэтики в системе естественнонаучного образования на примере общего курса «Введение в биоэтику» для бакалавров биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основными причинами введения подобных курсов в базовую часть программы бакалавриата являются как причины прагматического характера, такие как необходимость прохождения этической экспертизы для исследований на человеке и животных, так и причины более общего характера – дефицит знаний в области этики вообще, необходимость осмысления места биологии и биомедицины в современном обществе, необходимость формирования ответственного отношения к науке, научному знанию и объектам изучения. Основными методами в преподавании биоэтики студентам-биологам являются семинарские занятия, в ходе которых студенты учатся анализировать биоэтические проблемы, вырабатывать аргументированную позицию по конкретным вопросам и вести конструктивную дискуссию с оппонентами.

Ключевые слова: биоэтика, исследовательская этика, биоэтика в образовании, биоэтика в СПбГУ

Bioethics for the students of natural science : why and wherefore
Elizaveta Andreevna Veikher

Abstract:
In this article the place of bioethics in the system of natural science education is discussed using the example of bachelor-level core course Introduction to Bioethics for students of the Biological Faculty of Saint-Petersburg State University. Main reasons for introducing such courses into core of undergraduate programs are both pragmatical and general. The most important pragmatical reason is current necessity for studies including human and animal subjects to undergo ethical expertise. Basic general reasons are: lack of ethical education, need to understand the role that biology and biomedicine play in modern society, necessity to form responsible attitude to the science, scientific knowledge and research subjects. The course consists mainly of seminars where students learn to analyze bioethical problems, work out their own position well-supported by arguments and carry out a constructive discussion with opponents.

Keywords: bioethics, research ethics, bioethics in education, bioethics at Saint-Petersburg State University

Версия для слабовидящих