13.03.2016
Состоялись Пятые богословские чтения в память об о. Бернардо Антонини

12 марта 2016 г. состоялись ежегодные Богословские чтения, организованные Институтом Иоанна Златоуста при Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов». Чтения проведены в память монсиньора Бернардо Антонини в очередную годовщину его смерти. С приветственным словом выступил ректор Семинарии монс. Пьетро Скалини.

С первым докладом выступил о. Хосе Вегас CMF, кандидат ф.н., префект по учебной части Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов». Выступление было посвящено теме отцовства и его роли в зрелых межличностных отношениях и в формировании религиозного сознания. О. Хосе указал на основные формы взаимоотношений с другими людьми с точки зрения М. Бубера, В. Соловьева и Х. Субири; раскрыл фундаментальную структуру отношений «Я - Ты»; источник доверия – вера другому человеку, любовь истинная и безусловная. Далее, отец раскрыл важный вопрос, касающийся запаса доверия, который человек получает в детстве от родителей: отца и матери. Бог - Творец, ибо Он Отец, Он любит, это Его сущность. Он самостоятелен. Отношения между Богом и человеком не рабские, а свободные. Суть отношений с Богом – не детские, они доверительные, основаны на риске и свободе поведения (ответа). Необходимо принять свои ограничения и идти вперед вместе с Богом.

Далее выступила Джованна Парравичини, филолог, Атташе по культуре посольства Ватикана в РФ, с докладом «Опыт отцовства в искусстве: Авраам как прообраз милосердия Божия». Был представлен комментарий к образам «Блудного сына» таких художников как Марка Шагала (1975 г.), Джорджо Де Кирико (1922), Маттиа Прети (1658), Помпэо Батони (1773), Рембранта (1635, 1636, 1669), «Троица» Андрея Рублева (1425), «Жертвоприношение Авраама» Караваджо (1598, 1603) и др.

Дмитрий Строцев, архитектор, издатель, сотрудник фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» выступил с докладом RHM (Рэхэм – с евр. Божья утроба), в которое понимается как милосердие Бога, «чревная материнская любовь», «Бог есть больше чем мать», «материнская нежность»… Милосердие Божье было представлено через стихи Сергея Круглова («Сколько» и др.), Григорий Тресман («Иов») и других авторов.

Татьяна Чумакова, д.ф.н., профессор кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ представила доклад: «Отечество в русской религиозно – философской традиции». Были упомянуты труды Отцов – Каппадокийцев о Троице, Иллариона Киевского, Прокопия Кессарийского, а также представлены иконографии Троицы: Троица Ветхозаветная, Гостеприимство Авраама, Сопрестолие, Распятие в лоне Отчем, иконографический тип «Отечество»: изображение Свияжского собора Успения Пресвятой Богородицы, фреска Церкви в Костроме и др.

Далее выступил О. Мариано Х. Седано Сьерра CMF, канд. Истории Церкви, преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» с докладом «Духовное отцовство: между запретом и необходимостью». Духовное отцовство – это редкий дар Святого Духа. Возможно также и духовное материнство. Община Иисуса – это община без отцов. Павел говорит в своих посланиях о себе как об «отце и кормилице». Отец в Палестине – хозяин, господин, которому все служат.

Кто же такой духовный отец? Духовный отец – человек, исполненный Св. Духа и способный рождать духовных детей; сердцеведец (интуитивное понимание другого); обладает даром различения духов; ему свойственны духовное воздержание и умеренность; он действует и опирается на Предание Церкви, опыт мистиков; не наивен, разбирается в психологии и педагогике; послушен Богу и служит людям, должен умаляться, и вести детей к Богу Отцу; братолюбец, молится о других; не говорит о себе как о духовном отце, принимает это звание от других.

Но можно встретить разные опасности на этом пути: не должен делать от себя зависимым, вести к Богу; искать утешение только у Бога, а не у отца духовного; психологизм. Главное помогать людям, не обманывать себя.

Вероника Хорина, магистр религиоведения, аспирант Института философии СПбГУ выступила с докладом на тему «отцовства Бога в контексте феминисткой теологии». Особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин. В США была издана первая женская Библия, где развивалось женское движение – женская теология, размышляющая о месте женщин в жизни Церкви. Феминистская теология задается вопросом, как могло бы повлиять ранее участие женщин в теологии, было ли христианство изначально патриархально ориентированно? Данная теология размышляет о природе Бога. Считают, что в Боге слиты и мужчина, и женщина воедино.

Сестра Аленка Арко comloy, доктор богословия, проф. Преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» представила доклад «Мой отец и ваш Отец – богословие отцовства», в котором особое внимание уделялось учению К. Ранера, Ив Конгара и др. о Боге Отце, от которого исходят Сын и Святой Дух. Бог Отец открывается в Ветхом Завете как Бог отец, как Бог народа, как воспитатель, наставник, как мистическое рождение. В Новом Завете продолжается Отцовство не как качество. В Нем Божье отцовство сосредотачивается. Бог полностью Отец и дарение Себя не изменяет Его. Бог Отец хочет разделить Свое отцовство с людьми. Иисус Христос обращался к Отцу как «авва – папочка». Иисус погружает учеников в Свои отношения с Отцом. Все что Иисус имеет, получил от Отца. Отцовство по отношению к людям видим в гимне из послания к Ефесянам: Бог творит, чтобы усыновить. Избрание Богом – это окончательная любовь. Бог хочет соединить все во Иисусе Христе. Это чистый дар, благодать Божья. Роль Святого Духа - совершение дела спасения. Бог Отец «страдает» от греха людей, т.е. когда человек поворачивается спиной к лицу Бога. Он «страдает», когда посылает Иисуса Христа на смерть, и этим Он доказывает Свою любовь к нам, грешникам. Они едины: Отец и Сын.

В завершение конференции был заслушан доклад Анны Смирновой, канд. Философии на тему «Сыновство как путь к отцовству. Христологический аспект», особое внимание, в котором уделялось утверждению что «невозможно стать отцом не став сыном». Иисус – образец сыновства, который соединил Свою волю с волей Отца. Безусловно, существует тесная связь отцовства земного, в настоящее время отцовство травмировано и деформировано. Кризис отцовства пытаются объяснить смешением гендерных ролей, снижением уровня ответственности, и небезопасностью современного мира. Игнорируется роль Бога Отца, что искажает Его образ, Он равнодушен и т.д. Но как быть сыном? Нужно осознавать себя ребенком, осознавать, что у меня есть Отец Небесный, даже если отсутствует земной. Протоирей Шмеман указывает, что нужно отдаваться радости и горю как ребенок, что у взрослого теряется. Блудный сын стал ребенком, вспомнил Отца и вернулся в дом Отчий. Современный человек живет так будто ему не нужно спасение, он отчужден от себя, мира и Бога.

Версия для слабовидящих