30.11.2016
Информационное письмо. Богословские Чтения 2017

 

Ежегодные богословские чтения в память об о. Бернардо Антонини

Санкт-Петербург, 25 марта 2017

 

 "1917-2017. Столетие под покровом Богородицы". 

 

            1917-2017 – это столетие, прочитанное в ключе истории спасения, предстает перед нами как время, прожитое под покровом материнской заботы Богородицы о всех людях, о судьбе всего мира. Мария с начала века и до его конца призывает и увещевает своих сыновей обратиться и посвятить себя Богу посредством Ее Непорочного Сердца – глубины Ее личности. Непорочное Сердце Марии полностью соединено с Сердцем Ее Сына и открыто воле Отца, Его замыслу спасения; оно внимает неизреченным воздыханиям Святого Духа (ср. Рим 8, 26). Богородица призывает молиться и, несмотря на великие страдания и заблуждения человечества, уповать на Божие милосердие и Его благую волю о спасении всех людей (ср. 1Тим 2, 4).

«Белая Госпожа», погруженная в свет (символ божественного parexcellence)и, в то же время, в скорбь, являлась фатимским пастушкам в период между 13 мая и 13 октября 1917 г., когда Европу раздирал военный конфликт мирового масштаба, а Россия стояла накануне октябрьских событий. Суть Ее пророческих изречений была, наверное, понята только в конце XXв. Подлинность их истолкования подтвердила сестра Люсия (1907-2005 гг.), свидетельница этих явлений. Итак, фатимская тайна оказывается не только призывом к интенсивной духовной жизни посредством обращения, молитвы и принесения жертв умилостивления, но обладает также исторической и даже политической перспективой, а с богословской точки зрения связывает мариологию в первую очередь с богословием Пресвятой Троицы, с богословием страдания Бога, с Его праведностью и с окончанием истории спасения, т.е. с эсхатологией.

Фатимские явления, безусловно, повлияли на народное благочестие и на распространение молитвы Розария, к трем частям которого св. Иоанн Павел II, Папа Фатимы, добавил еще четвертую – светлые тайны. Римские понтифики за это время совершили 4 посвящения мира Богородице: Пий XII в 1942 и 1952 гг. и Иоанн Павел II, после покушения на него (13 мая 1981 г.), в 1982 и 1984 гг.

В этот период был провозглашен и последний догмат в Церкви, и он именно богородичный: взятие в небесную славу, или Успение Девы Марии (1950 г.). После ужасов двух мировых войн он является знаком надежды и ясным словом Откровения по поводу конечной судьбы отдельного человека и человечества. Спасение – прославление души и тела каждого, кто открывается Христу и Его действию. И спасение всегда обладает общественным характером: Бог всегда спасает народ, поэтому не удивительно, что Второй Ватиканский Собор продолжает эту рефлексию и говорит о Марии – Матери, Невесте и Деве – в Догматической конституции о Церкви, т.е. в экклезиологическом ключе.

С эсхатологией связано и умножение явлений Богородицы, знамение Ее пневматологического присутствия, наряду с явлениями Воскресшего. С начала XXв. до

1990-го года их насчитали 295 в 40 странах мира (41 в период между 1973 и 1988 гг.), из которых Церковью подтверждены 11. В них, как и в Фатиме, где особенно упоминается

Россия, звучит призыв к обращению. Мария выражает озабоченность судьбой мира, напоминает о личной ответственности каждого и, в Своей просьбе об умилостивлении, о тайне солидарности. Речь о России нельзя истолковать лишь в символическом ключе, она вполне связана с реальностью и очевидным положением дел; это «осуществленное пророчество», его можно и нужно, безусловно, расширить до «крестного пути» христиан восточной Европы в XXв., продолжающегося доныне в других частях мира. Св. Иоанн Павел IIотметил, что «обращение» России произошло (интервью в газете IlTempo, 29 марта 1978 г.), но оно должно распространиться, чтобы каждый свободно вверил свое сердце огню любви Триединого Бога, погашающему все, что противоречит жизни (ср. 1-я часть фатимской тайны). Богородица, Ее материнское присутствие в истории и сегодня продолжает напоминать нам об этом.

На Богословских чтениях, которые пройдут в субботу 25 марта 2017 г. в библиотеке нашей семинарии, мы хотим коснуться не только этих фактов и вопросов, но также тем, связанных с почитанием Богородицы в России и его значением и ролью в истории России и Русской Православной Церкви. На конференцию приглашаются богословы, доценты религиозных учебных заведений и светских гуманитарных учебных заведений. Тексты докладов будут опубликованы в научном журнале Богословского института св. Иоанна Златоуста «Foliapetropolitana».

Оргкомитет конференции: председатель – монс. П. Скалини (ректор семинарии, кандидат богословия), свящ. Х.М. Вегас (префект по научной и учебной работе семинарии, кандидат философии), свящ. К. Передерий (кандидат богословия), ученый секретарь – с. А. Арко (доктор богословия).

Заявки на участие в конференции в качестве докладчика и тезисы докладов объемом 5-6 тысяч знаков принимаются до 28 февраля 2017 г.

Для подачи заявки и получения дополнительной информации (в том числе о правилах оформления статей, объеме и порядке публикации) можно связаться с секретарем оргкомитета сестрой Аленкой Арко: тел. +796508447721; электронная почта: chtenija@cathseminary.ru. Почтовый адрес: Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов», 1-я Красноармейская д. 11, лит. А, Санкт-Петербург, 190005.

                                                            

Председатель оргкомитета                                                        Ученый секретарь

монс. Пьетро Скалини                                                                 с. Аленка Арко                                           

Санкт-Петербург, 23ноября 2016