Folia Petropolitana 1 (1.2012)

ISSN 2304-6147

Сборник материалов Первых богословских чтений в память о. Бернардо Антонини.

Содержание

Христианское воспитание: раскрытие человеческой личности
Иван Юркович

Резюме:
В нашу эпоху, отмеченную растущим потреблением и технологиями, которые сменяются с головокружительной быстротой, мы становимся свидетелями кризиса воспитания. Использование новых технологий в средствах массовой информации не только изменяет внешний ритм человеческой жизни, но также его самосознание, идентичность, восприятие действительности и смысла вещей. Следствием этого процесса является и потеря связи с преданием, и с этим связанные хрупкость, нерешительность, неуверенность человека. Церковь с озабоченностью смотрит на создавшуюся ситуацию и активно ищет ответы. Она убеждена в том, что задача воспитания – создание отношений, позволяющих человеку реализовать себя как личность, способную на диалог с ближним, на истинные отношения отцовства-сыновства и дружбы. Бенедикт XVI говорит, что сегодня одной из главных черт личности воспитателя должна стать «интеллектуальная любовь», сходная с святоотеческим определением «сердца» и «личности», производящая сущностное единство знания и отношений, в противовес современной фрагментарности и разобщенности.

Ключевые слова: воспитание, христианское воспитание, кризис воспитания, отцовство, предание, передача ценностей, вызов цифровой культур

Christian upbringing. Disclosure of the human personality
Ivan Jurkovič

Abstract:
Nowadays, in the days of new acquisitions and technologies which change each other with breathtaking speed, we are the witnesses of upbringing crisis. The use of the new technologies in the mass media changes not only the outward rhythm of the human life, but also human consciousness, identity and the perception of the reality and the meaning of things. The consequence of this process is the loss of the connection with Tradition, and relating to that – human fragility, indecision and lack of self confidence. The Church considers this situation with much concern and actively looks for the answers. It is convinced that the purpose of the upbringing is – to create the relations which would enable people to flourish as human personalities, to be able to have dialogue with their neighbour, and to have true father-son relations and true friendships. Benedict XVI states that “intellectual love” is especially necessary for an educator’s personality today, which reminds us of the patristic definition of “heart” and “personality”. This intellectual love produces the essential unity of knowledge and relations, in contrast to modern fractured mind.

Keywords: upbringing, Christian upbringing, upbringing crisis, fatherhood, Tradition, sharing of values, challenge of digital culture

От инкультурации к встрече между культурами. Взаимоотношения между Церковью и культурой в учении Бенедикта XVI
Иакинф Дестивель

Резюме:
В речи, обращенной к представителям мира культуры и произнесенной в Колледже Бернардинцев в Париже 12 сентября 2008 года, папа Бенедикт XVI обобщил свои основные идеи по поводу взаимоотношений между Церковью и культурой. Церковь – плод не столько «инкультурации», сколько встречи между культурами, происходящей в ее лоне, – между культурами, которые и сами обогащаются благодаря контакту с Церковью. Христианская культура – это культура слова, она размышляет над ним, изучает его, истолковывает его, молится посредством его. Она представляет собой теснейший союз культуры разума с культурой труда. Бенедикт XVI имеет в виду, прежде всего, западноевропейскую культуру. Однако многие аспекты его мысли могут касаться и восточного монашества, в частности, вопрос о роли монашества как носителя культуры или же о взаимосвязи между культом и культурой.

Ключевые слова: Церковь и культура, инкультурация, христианская культура, монашество, культура слова, культура труда, культура разума, культ и культура

From Inculturation to the contact between the cultures. Relationships between Church and culture in the teaching of Benedict XVI
Hyacinthe Destivelle

Abstract:
In his speech appealing to the representatives of the world of culture and delivered in the College of Bernadines in Paris on 12th September 2008, Pope Benedict XVI summarized his main ideas about the relationships between Church and culture. The Church is not so much the fruit of the “inculturation”; rather it is the place where different cultures meet within her bosom, and where they subsequently enrich themselves due to the contact with the Church. Christian culture is the culture of the Word; it reflects upon it, studies it, interprets it and prays by means of it. It represents the closest connection between the culture of mind and the culture of labour. Benedict XVI means first of all the Western European culture. However many aspects of his reflection can be also referred to Eastern Monasticism and, in particular, to the question of the role of the monasticism as a cultural bearer, or to the question of the correlation between the cult and the culture.

Keywords: Church and culture, enculturation, Christian culture, monasticism, culture of the Word, culture of labor, culture of mind, cult and culture

Библейские основы биоэтики
Станислав Важешак

Резюме:
Термин «биоэтика» не встречается в Библии, хотя он и складывается из двух греческих слов – bios и ethos. Современное значение этих слов, которые составляют наш термин, используемый в разных языках, внутренне соотносится с изначальным значением этих двух слов в эллинской и библейской культурных сферах. Сосредоточившись на экзистенциальном измерении, следует заметить, что слово bios означало форму существования живого организма, т.е. жизнь, проявляющую свою силу в целенаправленном, автономном, постепенном и упорядоченном развитии. Ethos же означал форму соотнесения с определенными принципами, нормами, обычаями или правилами поведения. Принимая все это во внимание, давайте зададимся вопросом, что такое биоэтика? Проще всего, биоэтика это – некоторое размышление об отношении человека к жизни, особенно – к человеческой жизни, ставшей объектом воздействия науки, биотехнологии и медицины. В смысле библейского понимания жизни и человеческого поведения, биоэтика – это дисциплина, которая размышляет о качестве соотнесений между человеком как субъектом жизни и Богом Творцом как подателем всей земной жизни. Священное Писание предлагает особый взгляд на ценность жизни, и биоэтика должна этим заняться.

Ключевые слова: биоэтика, библейская этика, богословская этика, Книга Бытия

Biblical Foundations of Bioethics
Stanisław Warzeszak

Abstract:
The well known term “Bioethics”, based on the Greek words bios and ethos represents a discipline concerning huge biotechnological power over human life and over man’s environment. Biblical reflection maintained in the spirit of faith, and even on the basis of mythological interpretation, provides essential arguments for the absolute defense of human life and protection of nature. In this paper, some biblical motives of respect for life and some important directives to realize moral obligations towards nature are set out. The Author analyses anthropological and theological premises linked to God’s creation and to its special meaning. In the area of human life submitted to biotechnological and biomedical interventions there is a danger of undermining the integrity of the ontological and metaphysical structure of natural beings, but also the integrity of human nature. Man, being made in the image and likeness of God, owns a special dignity of the human person which should be considered untouchable and inviolable no matter what the specific circumstances. For this reason bioethics is to be understood as a domain of moral responsibility for human life in global and special cases. It is a responsibility for the rejection or application of modern power over the human being.

Keywords: Bioethics, Biblical Ethics, Theological Ethics, Book of Genesis

Профилактика абортов в новом российском законодательстве и опыт Римско-Католической Церкви в Германии конца XX в.
Владимир Хулап

Резюме:
В новом российском законодательстве появился ряд положений, направленных на профилактику абортов, к осуществлению которых, возможно, также будут привлечены религиозные организации. В статье анализируется опыт Римско-Католической Церкви в Германии 1990-х годов, связанный с ее участием в государственной системе консультирования кризисных беременностей. В рамках изменяющегося законодательства Церковь столкнулась с рядом существенных трудностей, препятствовавших адекватному выражению ее взгляда на вопрос защиты нерожденной жизни. Это ставит вопрос о необходимости нахождения таких форм церковной социальной работы, которые ясно выражают церковное учение и не допускают двойственных истолкований.

Ключевые слова: социальное учение, аборт, защита жизни, Немецкая епископская конференция, экуменизм

Prevention of the abortions in new Russian legislation and the experience of the Roman Catholic Church in Germany at the end of the XX century
Vladmir Khoulap

Abstract:
In the new Russian legislation, there are now new conditions aimed at the prevention of abortions. Some of the religious organizations will be possibly involved in the accomplishment of those conditions. The article analyses the experience of the Roman Catholic Church in Germany in the 1990s, connected with its participation in state system consultation of crisis pregnancies. Within the bounds of the changing legislation, the Church faced a number of serious difficulties which prevented her from expressing views on the protection of an unborn life. It questions the necessity of the finding of such forms of the Church social work that would clearly express the Church teaching and not tolerate any ambivalent interpretations.

Keywords: social teaching, abortion, protection of life, German Episcopal Conference, ecumenism

Русская философия и социальное учение Католической Церкви. В. Соловьёв об экономике, труде и собственности
Хосе М. Вегас

Резюме:
В третьей части «Оправдания добра» – «Добро через историю человечества» мы находим ценные высказывания, способные значительно обогатить рассуждения о многогранности социального учения Католической Церкви и соединить его с русским видением вопроса, которое Соловьёв наделил глубоко персоналистическим и одновременно христианским содержанием. Мы здесь будем рассматривать три основополагающих принципа этики Соловьёва, которые могут служить дополнительным основанием социального учения Церкви: речь идёт о его идеях относительно труда, собственности и экономики. В качестве предварительного шага скажем несколько слов о взглядах Соловьёва на отношения между индивидом и обществом, поскольку именно в них отражается его концепция человека как личности.

Ключевые слова: личность, нравственность, собственность, социальная философия, социальное учение католической Церкви, труд, экономика

Russian philosophy and teaching of the Catholic Church. V. Solovyov: economy, labour and property
Jose M. Vegas

Abstract:
In the third part of “The Justification of the God”, we find some valuable statements which are able to enrich considerably the reasonings behind the multifaceted social teaching of the Catholic Church; and also to combine it with the Russian view of social problems. Solovyov added his personalistic, though fully Christian views to this teaching. Three fundamental principles of Solovyov’s ethics will be considered in this article. These principles can also form the supplementary foundation of the social teaching of the Church. What we mean here are his ideas about labour, property and economy. Initially we will say some words about Solovyov’s views regarding the relations between the individual and society, as it is in these views that his concept of a human as a personality is reflected.

Keywords: personality, morals, property, social philosophy, social teaching of the Catholic Church, labor, economy

Философские основы социального учения С.Л. Франка
Евгений Зинковский

Резюме:
Социальное учение русского философа С.Л. Франка основано на его антропологии. Учение же его о человеке развивается в рамках метафизики всеединства. Франк показывает, каким образом человек обретает себя только лишь благодаря другому человеку, и указывает на его онтологическую зависимость от отношения с ним. Согласно Франку отношения людей являются особым слоем бытия – «мы», являющимся внутренней основой существования человека. На основе этих философских размышлений Франк представляет общество как имеющее особую сущность, собственную онтологическую природу, основанную на вечных и незыблемых началах, которые человек не должен преступать. В свете этого учения современный человек может найти правильные ответы на многие проблемы и вопросы современного общества.

Ключевые слова: русская философия, С.Л. Франк, социальное учение, антропология, человек, общество, бытие

Philisophical foundations of the social teachings of S.L Frank
Eugeny Zinkovsky

Abstract:
Social teaching of the Russian philosopher S.L Frank is based on his anthropology. As for his teaching about the human being, it develops within the bounds of the metaphysics of the “All-Unity”. Frank shows the way one finds oneself only due to another, and he also points out the ontological dependence of one human being upon the relations with another. According to Frank, human relations are the special stratum of being – “we”, which is the inner basis of the human existence. On the basis of those philosophical reflections, Frank represents society as something which has its own specific essence, and also its own ontological nature founded on the eternal and firm principles which humans must not trespass. In the light of this teaching, the modern human being can find answers to the many problems and questions of the modern society.

Keywords: Russian Philosophy, L.S. Frank, social teaching, anthropology, human being, society, being

Представление о радости в восточнославянской литературе XI – XVІІІ вв.
Татьяна Витаутасовна Чумакова

Резюме:
В статье идет речь о понимании радости в восточнославянской литературе XI–XVІІІ вв. В современном русском православном дискурсе существует мнение, что духовная радость не имеет ничего общего с «радостью психической». Часто при этом утверждается, что духовная радость «не имеет ничего общего с весельем». Автор стремится доказать обратное. В статье последовательно доказывается, что древнерусские проповедники (Кирилл Туровский) и проповедники XVIII в. (Феофан Прокопович) считали радость неотъемлемым свойством человеческой природы.

Ключевые слова: христианство, православие, богословие радости, история культуры

The concept of joy in East Slavic literature of the 11th to 18th centuries
Tatiana Vitautasovna Chumakova

Abstract:
The article is devoted to concept of the joy in East Slavic literature between 11th and 18th centuries. In today's Russian Orthodox discourse it is believed that spiritual joy has nothing in common with "psychic pleasure." Also, it is often claimed, that the spiritual joy “has nothing in common with joyfulness”. The author tries to prove the contrary. The article consistently proves that early Russian preachers (Kirill Turovsky), and the preachers of the 18th century (Theophanes Prokopovich) approached joy as an attribute of human nature.

Keywords: Christianity, Orthodoxy, theology of joy, history of culture

Богословие мученичества
Аленка Арко

Резюме:
Мученичество уже с первых веков считалось вершиной христианской жизни. В ранней Церкви мучеников почитали как тех, кто совершено уподобился Христу и поэтому стал примером для подражания братьям и сестрам в вере. Наряду с этим нужно подчеркнуть, что Церковь никогда не приглашала к мученичеству. Свидетельством верности Христу до смерти еще больше отмечен XX век, где преследование принимает более изощренные формы физического и психического насилия, что побуждает Церковь пересмотреть классическое определение мученичества. Вместе с тем развивается и богословская рефлексия приобщения к смерти и воскресению Христа, к которой каждый крещеный обязывается в Крещении. Мученичество воспринимается не как нечто особое, а как перспектива всей христианской жизни, не обязательно требующая пролития крови, но жизни согласно своему призванию.

Ключевые слова: мученичество, богословие крещения, христианское свидетельство, подражание Христу, призвание, Karl Rahner, Hans Urs von Balthasar

Theology of Martyrdom
Alenka Arko

Abstract:
It was as early as the first century of the Christian era that martyrdom was the uppermost expression of the Christian life. In the early Church, martyrs were honored as the ones who became completely similar to Jesus Christ, and thus became examples for imitation for brothers and sisters in faith. Nevertheless, it is necessary to empathize that the Church has never invited anyone to martyrdom. The testimony of being faithful to Jesus Christ up to one’s death is even more characteristic of the XX century; when the prosecution has acquired even more sophisticated forms of physical and mental violence. This compels the Church to review the classical definition of martyrdom. Furthermore, develops the theological reflection about the participation in the Christ’s Death and the Resurrection to which each baptized person commits itself in Baptism. As for martyrdom, it is perceived not as something special but indicative of the whole Christian life. It does not necessarily require blood shed, but it requires the consistent living of one’s vocation.

Keywords: martyrdom, theology of baptism, Christian witness, imitation of Christ, vocation, Karl Rahner, Hans Urs von Balthasar

Происхождение и практика утренних богослужений христианской Церкви во II в.
Валерий Александрович Аликин

Резюме:
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении утренних регулярных собраний первых христиан. В первой части работы исследуется и интерпретируется самое раннее свидетельство утренних христианских собраний в письме Плиния Младшего императору Траяну в начале II в. н.э. Во второй части статьи представлена историческая аналогия, иллюстрирующая происхождение утренних собраний первых христиан. В третьей части – рассматриваются свидетельства, показывающие увеличение количества утренних собраний христиан в течение недели, и представлены возможные причины подобной практики.

Ключевые слова: утренние собрания, Евхаристия, пение, молитва, Плиний Младший

The origin and practice of the morning liturgy of the Christian Church in the second century AD
Valery Alexandrovich Alikin

Abstract:
This article considers the question of the origin of the morning regular gatherings of the Christians. The first part of the research explores and interprets the earliest evidence of the Christian morning gatherings located in the letter of Pliny the Younger to the Emperor Trajan in the beginning of the second century AD. The second part of the article presents the historical analogy, which illustrates the origin of the morning gatherings of the first Christians. The third part of the article considers the evidence which shows the increasing quality of the morning gatherings of the Christians during the week. It also represents the possible reasons for such practice.

Keywords: gatherings, Eucharist, singing, prayer, Pliny the Younger

Новозаветные послания: жанровые особенности и методы толкования
Мария Валерьевна Карякина

Резюме:
Послания, входящие в состав Нового Завета, трудно отнести к какому-либо из известных жанров. Послания апостолов являются одновременно и письмами, и записанными проповедями, содержат элементы личных наставлений и ораторского искусства. Все это определяет невозможность нахождения единой схемы, единого подхода к литературному анализу новозаветных посланий.

Ключевые слова: послания, жанр, эпистолография, ораторское искусство, структура, риторический анализ

New Testament Epistles genre features and the methods of the interpretation
Maria Valeryevna Karyakina

Abstract:
The Epistles which are put together in the New Testament are very difficult to be referred to any of the known genres. The Epistles of the Apostles are letters and the written sermons at the same time. They contain both the elements of the personal admonition and also of the oratory. All this determines the impossibility of only one scheme and only one approach to the literary analysis of the New Testament Epistles.

Keywords: epistles, genre, epistolography, oratory, structure, rhetorical analysis

Религиозность как явление человеческой психики
Светлана Анатольевна Черняева

Резюме:
В данной статье предлагается рассмотрение религиозности на языке психологических понятий. Выделяются такие компоненты религиозности человека, как религиозные знания, религиозные представления, религиозные переживания и чувства, религиозные ценности, а также рассматриваются религиозные действия в структуре религиозной деятельности. Подчеркивается специфическая личностная окраска религиозных чувств и особенности религиозно мотивированной деятельности. Вера рассматривается как смыслообразующее переживание отношений с Богом, которое делает религиозность личности осознаваемой. Представленный анализ религиозности показывает, что она способствует осмыслению жизни, противостоит отчуждению, является направляющей личностного развития.

Ключевые слова: религиозность, ценности, мотивы, мировоззрение, развитие личности, религиозные чувства

Religiousness as a phenomenon of human psyche
Svetlana Anatolyevna Tchernyaevа

Abstract:
This article suggests considering religiousness in terms of psychological notions . The following components of human religiousness are highlighted: religious knowledge, religious ideas, religious feelings and emotions, religious values and also religious actions within the structure of religious activity. The specific colouring of religious feelings is emphasized - and feature that of religious-motivated activity. Faith is considered as meaning formative experience of relations with God, which makes the religiousness of the personality perceivable. The presented analysis of the religiousness shows that it contributes to the interpretation of life, is opposed to alienation and leads the development of personality.

Keywords: religiousness, values, motives, world-view, personality development, religious feelings Религиозная организация учреждение профессионального религиозного образования Католическа

Версия для слабовидящих